Сделать монолитную винтовую лестницу на второй этаж эконом класса своими руками

Любое здание предполагает наличие каких-либо ступеней. Большинство специалистов для устройства межэтажных переходов в качестве основного материала выбирает бетон. Не важно, каким способом будет производиться строительство — монолитной заливкой или сборкой готовых железобетонных элементов, бетонные маршевые или винтовые лестницы на второй этаж эконом класса обладают целым рядом привлекательных качеств, как с материальной точки зрения, так и с практической.

Винтовые лестницы на второй этаж эконом класса

В данной статье мы расскажем, почему винтовые лестницы из бетона в определенных обстоятельствах – это наиболее предпочтительный вариант. Опишем технологию формирования лекальных ступеней, а также посоветуем на что следует обратить особое внимание при строительстве конструкции данного типа своими руками.

Классификация

Прежде чем рассматривать достоинства или недостатки, разберемся с возможными видами бетонных лестниц.

Условно межэтажные конструкции можно разделить по нескольким образующим факторам:

  • месту расположения;
  • способу устройства;
  • форме.

Любая бетонная лестница является опорной частью строения, усиливая его прочность, а также принимая на себя и распределяя определенные весовые нагрузки.

Место расположения

В данном случае лестницы можно разделить на внутренние и наружные, то есть уличные. Почему важно знать где именно будет эксплуатироваться конструкция?

Для того, чтобы правильно подобрать марку бетона, с учетом необходимых факторов устойчивости к влажности или низким температурам. А также место расположения значительно влияет на материал финишной отделки, а значит и на конечную сметную стоимость объекта.

Кроме того, при расчете и проектировании лестниц учитывается направление распределения нагрузки. Если внутренние конструкции имеют опорные точки на несколько несущих элементов строения, и пропорционально распределяют вес, то наружные лестницы, как правило, имеют лишь 2 точки опоры, что в обязательном порядке предполагает устройство специальной части фундамента с учетом предполагаемой нагрузки.

Способ устройства

Каким именно образом будет построена бетонная конструкция, во многом зависит от проекта здания.

По сути методов два:

  • Типовые конструкции дают возможность сборки из готовых заводских ЖБИ (железобетонных изделий).
  • Частное строительство, а также интересные дизайнерские решения априори выполняются способом заливки бетона в опалубку.

И если цена первого варианта более привлекательна, то возможности второго гораздо шире. При этом, в обоих случаях конструкция имеет связанную со зданием армацию. Поэтому разницы в прочностных характеристиках нет.

Форма и конструктив

По форме лестницы делятся на прямолинейные и криволинейные, а именно:

  • Маршевые конструкции могут состоять из одного или нескольких пролетов, соединенных под углом в 90 или 1800. Более других форм распространены в строительстве, так как просты в устройстве. Зачастую формируются из готовых блоков. Весьма прочны и экономичны.
  • Винтовые лестницы из бетона востребованы в частном строительстве и, как правило, устраиваются внутри здания. Проектирование и строительство такой конструкции требует наличия специальных строительных знаний и навыков. Сборка опалубки в данном случае является очень сложным процессом. Кроме всего прочего, при устройстве винтовой лестницы необходимо правильно рассчитать уровень нагрузки на проходную часть.

С точки зрения конструктива пролеты могут быть:

  • Гладкошовные. Их легко определить по ровной (гладкой) нижней части пролета. Простота и элегантность решения. Ничего лишнего, но при этом и никаких дополнительных преимуществ.
  • Иметь двойной каркас. Нижняя (изнаночная) поверхность маршей в данном случае также имеет ступенчатую форму. Выглядит это весьма оригинально и является довольно популярным дизайнерским решением. Но стоит учитывать, что в данном случае конструкция набирает дополнительный вес.
  • Включать в себя элементы косоуров или тетивы. Позволяет визуально облегчить бетон, сделать лестницу «воздушной» и условно более прозрачной. Но с точки зрения технологии строительства – это самый сложный вариант.

Почему бетон?

Современный рынок строительных материалов предлагает массу различных способов реализации любых идей. Так почему маршевая или винтовая лестница из бетона предпочтительнее остальных вариантов?

Рассмотрим преимущества и недостатки цементного раствора и, как следствие, эксплуатационные характеристики монолитных ступеней.

Плюсы монолита

Бетон является одним из самых прочных и долговечных материалов. При соблюдении технологии заливки, любая конструкция из раствора прослужит не один десяток лет.

История знает примеры, когда возраст бетонных сооружений исчисляется столетиями. Но что, кроме длительного периода использования, могут предложить бетонные ступени?

К безусловным преимуществам можно отнести:

  • Упрочнение конструкции здания в целом. Любая монолитная лестница является по сути дополнительным элементом жесткости строения, формируя армирующий контур.
  • Высокую степень надежности. Железобетон усиливается металлической арматурой, благодаря чему готовый блок становится более устойчив к растяжению. В случае с лестницами, когда конструкция имеет опору на несколько точек данный фактор является довольно существенным.
  • Возможность создания ступеней сложных лекальных форм. Раствор текуч и по этой причине весьма пластичен, что позволяет создавать полукруглые или вогнутые формы.
  • Пожаробезопасность. Бетон не горюч, но и это не главное. Под действием высоких температур бетон не выделяет вредных веществ и не разрушается, а это значит, что при пожаре лестница не рухнет и не станет ловушкой.
  • Комфорт в эксплуатации. Цементные ступени не расшатываются, не рассыхаются, а значит не скрипят.
  • Бюджетность и простоту в уходе. Бетон не требует регулярного обновления или каких-либо косметических мероприятий и довольно экономичен с точки зрения затрат на текущий ремонт.
  • Широкий спектр материалов финишной отделки. Для облицовки бетонных ступеней подойдет практически любой материал. В данном случае, все ограничено лишь фантазией дизайнера и финансовыми возможностями будущих жильцов.

Винтовая бетонная лестница позволяет устроить очень прочную конструкцию межэтажного перехода в малом или ограниченном пространстве.

Некоторые недостатки

Несмотря на довольно серьезные достоинства бетонных лестниц, при проектировании и строительстве следует учитывать и некоторые недостатки такого вида конструкций:

  • Значительная масса. Вес даже небольшой бетонной лестницы превысит 1 тонну. Поэтому, при строительстве следует учитывать дополнительную нагрузку на фундамент.
  • Высокий уровень трудозатрат. Это, пожалуй, самый серьезный минус. При всей бюджетности материалов, количество времени и сил необходимых для устройства ступеней в опалубку довольно значителен.
  • Монументальность. Бетон не пропускает свет, а значит помещение с лестницей зрительно уменьшится в размерах. Именно по этой причине, как правило, монолитные конструкции устраиваются в просторных помещениях с высокими потолками.
  • Обязательная декоративная отделка. Пористая структура бетона прекрасно впитывает влагу из воздуха и без должной защиты монолит с течением времени начнет пылить и расслаиваться, что в конечном итоге приведет к образованию раковин и трещин, и снижению прочностных характеристик.

Если планируемая конструктивная опора попадает на стяжку, выполненную с использованием в качестве термоизоляции пенопласта, то стяжку придется демонтировать и залить более прочную основу под опору лестничного марша.

Ниже мы расскажем, как свести к минимуму негативные моменты и полностью использовать достоинства материала, если к устройству планируется бетонная винтовая лестница.

Базовая технология

Разделим весь процесс строительства на несколько основных этапов:

  • Расчёты и проектирование. Лестницы являются зоной повышенного травматизма, поэтому ни одна из них не должна строиться, что называется «на коленях». Чтобы избежать ненужных трат, а также сделать пользование межэтажным переходом комфортным и безопасным, необходимо точно рассчитать количество и размер ступеней, ширину марша с учетом закладных деталей для перил.
  • Сборка опалубки. Этот этап наиболее сложен и трудозатратен. Если устраивается винтовая лестница своими руками из бетона, а у вас нет необходимого опыта и знаний, то лучше воспользоваться фабричным набором щитов для опалубки.
  • Связка и монтаж усиливающего каркаса из металлической арматуры. На этой же стадии происходит установка закладных деталей под ограждения.
  • Заливка раствора в опалубку. Этот процесс производится непрерывно, поэтому следует заранее позаботиться о наличии необходимого количества бетона.
  • Демонтаж листов съемной опалубки. Снимать боковые щиты можно спустя 10-14 дней, в зависимости от температуры высыхания. Окончательный демонтаж производится после полного схватывания раствора, то есть через 4 недели.
  • Декорирование. Как мы уже говорили, в данном случае декоративная отделка — это не только красота, но еще и дополнительный фактор защиты монолита.

А теперь подробнее о каждом этапе и несколько советов профессионалов.

Проект

В ситуации с винтовой монолитной конструкцией, составление проекта лучше доверить профессионалам. Без специальных знаний вы не сможете рассчитать необходимое количество армирования, да и с шириной проходной зоны очень легко ошибиться.

Всё, что вам следует в данном случае учитывать, принимая проект, это то, что:

  • Угол наклона лестничного марша должен находиться диапазоне 30 – 450. Чем круче угол, тем сложнее будет передвигаться по лестнице. Это особенно важно, если в доме есть дети или пожилые люди.
  • Для удобного шага, ширина проступи, т.е. горизонтальной площадки ступени, должна быть 24 – 30 см.
  • Высота подступенка, её вертикальной части не должна превышать 20 см. При этом следует учитывать толщину отделочного материала.
  • Количество ступеней в одном лестничном марше должно быть нечетным: комфортнее начинать и заканчивать движение по лестнице с одной ноги.
  • Удобная высота поручней перил находится на расстоянии приблизительно около метра от проступи.
  • Высота прохода. Важно, чтобы от ступени до верхнего перекрытия было расстояние не менее 2м.

Если вы хотите самостоятельно прикинуть количество ступеней и их размер, то воспользуйтесь формулой, учитывающей усредненную длину шага человека: 2H+L=64 см, где Н – высота ступеньки (размер подступенка), L – глубина проступи (горизонтальной части ступени).

При формировании ширины лестничного марша учитывайте, что не вся площадь забежных ступеней используется для прохода.

Монтаж опалубки

Самодельная сборная опалубка для винтовой бетонной лестницы – это очень сложно даже для строителей со стажем. Есть специальные сборные конструкции, которые можно приобрести в магазине или взять в аренду в строительной фирме.

Но если вы уверены в своих силах, то для сборки опалубки вам понадобятся:

  • влагостойкая фанера от 20 мм толщиной для нижней части и боковых щитов;
  • брус 100*100 мм для подпорок;
  • доски 30 мм для укрепления;
  • соединительные металлические уголки и саморезы.

Для ступеней сложных или полукруглых форм лучше использовать морскую фанеру, она обладает большей гибкостью, при этом достаточно прочная.

Инструкция по монтажу выглядит следующим образом:

  • раскраиваете и выпиливаете фанеру согласно проекту, точно по размерам;
  • монтируете нижний лист на опоры;
  • закрепляете боковые щиты с помощью уголков и саморезов.

Опалубка в сборе должна быть стационарной и не иметь возможности сдвига.

Вся конструкция не должна иметь щелей, быть практически герметичной и особо прочной с учетом веса металла и бетона, а значит выдерживать массу в среднем около 2 тонн.

Усиление металлом

Еще один этап который, в ситуации с винтовой монолитной лестницей, практически невозможно произвести самостоятельно, не имея строительных навыков.

Здесь важно учитывать следующие моменты:

  • Внутренняя армация ступеней должна быть надежно закреплена с металлом, засверленным в несущие стены.
  • Прутки армирования должны находиться на расстоянии не менее чем в 50 мм от края бетонной заливки.
  • Чтобы распределить нагрузку, усилена должна быть вся площадь ступеней.
  • Продольные и поперечные прутья лучше соединять связкой с использованием строительной проволоки, а не сваркой.

Заливка раствора

Если вы с успехом проделали мероприятия на предыдущих этапах, то заливка бетона не составит труда, но и здесь есть несколько нюансов:

  • Для устройства лестниц обычно берется раствор по прочности не ниже В15.
  • Заливка производится с верхней ступени.По мере заполнения раствор следует простучать и отвибрировать несколько раз, чтобы избавиться от воздуха внутри.
  • Вся заливка производится в один прием, не допускается частичное схватывание отдельных участков.
  • Верхняя горизонтальная поверхность ступеней выравнивается до схватывания.
  • После заливки вся конструкция накрывается полиэтиленовой пленкой для удержания влаги при схватывании бетона.

Более детально ознакомиться с процессом устройства винтовой бетонной лестницы своими силами можно, посмотрев видео в этой статье.

Демонтаж опалубки и декоративная отделка

Бетон схватывается на 70% уже по истечении 10-14 дней. После 2 недель можно аккуратно снять боковые щиты и обработать бетон грунтовкой под финишную отделку, в целях экономии времени.

Нижние щиты и опоры стоит убирать не ранее, чем через 28 дней. При снятии опалубки важно не нарушать целостность кромки ступеней, не допускать сколов бетона.

После 4 недель лестница готова под финишную отделку. Дальнейшие действия зависят от выбора декоративного материала.

Заключение

Винтовая бетонная лестница своими руками – это очень трудный процесс, требующий значительных трудозатрат и наличия специальных строительных навыков. И поскольку конструкция является силовым элементом строения, и от её надежности зависит целостность здания в целом, то лучше доверить процесс её устройства профессионалам. При этом вы можете корректировать форму и размеры ступеней, опираясь на рекомендации в данной статье.

Артур Комиссаров/ автор статьи

Артур Комиссаров. Эксперт. Автор.
Специалист “3 в 1”.
Помимо автора-эксперта, также, является директором предприятия “Завод лестниц на металлическом каркасе” г. Москва. Завод занимается производством лестничных конструкций.

Загрузка ...
LestnitsyGid