Вывоз мусора (ТБО, ТКО): как официально называется в квитанции, договор с региональным оператором, сколько стоит, график и оплата

С 1 января 2019 года в России официально началась новая «мусорная реформа», суть которой заключается в наведении порядка в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО, ТКО), своевременный вывоз мусора.

Одним из самых заметных изменений  для жителей многоквартирных домов стало новое название услуги в квитанции.

Теперь вывоз мусора официально прописан как «Обращение с ТКО» (твердыми коммунальными отходами).

Региональные власти давно пытались упорядочить вывоз ТБО. Для этого:

  • периодически разрабатывались новые схемы обращения с отходами;
  • создавались инвестиционные проекты строительства полигонов ТБО с новейшими технологиями вывоза, утилизации, переработки и хранения отходов;
  • оказывалась помощь мусоровывозящим компаниям по приобретению новой техники;
  • пытались упорядочить работу полигонов.

Много времени и сил уделялось ликвидации стихийных свалок. Неоднократно предпринимались попытки организовать раздельный сбор мусора, его транспортировку и переработку.

Содержание
  1. Новая «мусорная реформа» с 2019 года
  2. Сравнение нового закона с предыдущим
  3. Новое понятие: региональный оператор
  4. Изменения в классификаторах
  5. Основные требования к вывозу ТКО, виды отходов
  6. Сроки и периодичность вывоза ТКО
  7. Освещение деятельности региональных операторов
  8. Сколько стоит вывоз мусора из квартиры и частного сектора с человека
  9. Единый тариф для всех жителей региона
  10. Расчёт стоимости вывоза мусора с человека и юридического лица
  11. Официальная смена названия услуги «вывоз мусора» и ее выделение в отдельную строку
  12. Как оформить льготу на оплату вывоза ТБО
  13. Договор на вывоз мусора, его заключение и ответственность за отсутствие
  14. Категории лиц, обязанные заключить договор
  15. Для физических лиц
  16. Для нежилых помещений
  17. Для частного сектора
  18. Для многоквартирных домов
  19. Для индивидуальных предпринимателей
  20. Вывоз мусора в сельской местности
  21. Талоны на вывоз ТКО
  22. Порядок заключения договора на вывоз ТБО
  23. Ответственность за отсутствие договора на вывоз мусора
  24. Заключение

Новая «мусорная реформа» с 2019 года

Но все действия муниципальных властей в данной сфере ограничивались бюджетом. Денег не хватало катастрофически. Кроме того, законодательство в сфере обращения с отходами не регламентировало множество вопросов:

  • Появились новые виды отходов, не попадающие под существующую классификацию.
  • Принципы формирования тарифов значительно устарели, в них не учитывалась так называемая инвестиционная составляющая. Было неясно, за чей счёт надо строить мусороперерабатывающие комплексы.
  • Площадь свалок в России увеличивалась с каждым годом. Появилась насущная необходимость не только в вывозе и захоронении ТКО, но и в их обязательной переработке.
  • Нормативы образования отходов перестали соответствовать действительности. Производители стали упаковывать всё большее количество товаров. Упаковки заняли значительное место в доле образующегося у населения мусора.

Чиновники всегда пытались ответственность по обращению с отходами полностью возложить на мусорщиков. Но в некоторых регионах проблему действительно пытались решить.

К концу 2018 года накопленный опыт по обращению с ТКО в Московской области признан самым передовым. Именно его и пытались применить законодатели, разрабатывая новую нормативную базу.

И хотя закон был принят поспешно, без учёта местных условий и опыта регионов, ряд насущных вопросов всё же удалось систематизировать и обозначить пути их решения.

В частности, определено, как рассчитывается плата за обращение с ТКО, можно ли отказаться от оплаты за вывоз мусора, является ли вывоз ТБО коммунальной услугой, прописаны требования к выбору региональных операторов и многое другое.

Сравнение нового закона с предыдущим

вывоз мусора со двораВ новом законе вместо старого термина «бытовые» введено новое понятие: твердые коммунальные отходы (ТКО). Таким образом мусор перестал быть только бытовым.

Сегодня имеется много организаций, арендующих различные нежилые помещения у собственников. Арендаторы часто организуют целые производства. При этом образующиеся отходы выдают за бытовые.

Порядок оплаты за вывоз мусора из таких предприятий и то, как правильно прописать это в договоре аренды, всегда вызывало много споров.

Следующим нововведением в законе стало определение ответственности за содержание контейнерных площадок. Раньше муниципалитеты ошибочно полагали, что все мусорные площадки должны ремонтироваться и содержаться за счёт мусороуборочных компаний.

Это тоже вызывало много разногласий. Ведь никто никогда не передавал эти площадки на баланс мусорщиков. Соответственно, в тарифе нельзя было заложить деньги на их содержание.

Парадоксально, но и в муниципалитете эти объекты не числились. Местные чиновники, сумев убедить магазины построить площадки возле своих объектов, не всегда ставили площадки на баланс. Новый федеральный закон о «мусорной реформе» возложил обязанность за содержание мусорных площадок на региональные власти.

Тариф на вывоз ТБО из многоквартирных домов всегда формировался в ЖКХ или управляющих компаниях. Такой подход предполагал, что за обращение с ТКО население платило исходя из размеров жилой площади.

Получалось, что если в 3-комнатной квартире жил 1 человек, он был вынужден оплачивать за обращение с отходами огромную сумму. И, наоборот, если в 1-комнатной «резиновой» квартире проживало 10 человек, плата за вывоз ТБО была мизерной. Также возникали вопросы, как начисляется плата — по прописанным или проживающим в квартире.

В новом законе эти противоречия были устранены. Теперь каждый регион самостоятельно устанавливает правило расчета оплаты за вывоз мусора — либо по площади помещения, либо по количеству проживающих в нем.

Вывоз мусора из сельских местностей, садово-огороднических товариществ и дачных кооперативов тоже требовал решения. Сельские жители, садоводы и дачники традиционно сжигали свой мусор. То, что нельзя было утилизировать таким образом, вывозилось на несанкционированные свалки.

Новый закон об оплате за вывоз мусора определил, что в таких местностях тоже должен осуществляться сбор, вывоз и утилизация ТБО.

Уполномоченным органам теперь придётся определять норматив образования отходов на человека. В том числе:

  1. для проживающих в многоквартирных домах;
  2. для садоводов, дачников и членов соответствующих товариществ;
  3. для сельских жителей.

Очевидно, что накопление мусора для каждой из перечисленных категорий людей будет разным.

Заключение договора на вывоз ТБО теперь стало обязанностью всех жителей. Мусороуборочные компании публикуют договор на своём сайте. После этого он считается автоматически заключённым, даже если жители ничего не подписывали. Это называется публичной офертой.

Расторгнуть такой договор можно только через суд. Но для этого придётся привести судье веские причины.

договор компании эколайн воскресенкс
Публичный договор на сайте одного из регоператоров

Новое понятие: региональный оператор

Раньше выбор мусороуборочной компании был прерогативой управляющих компаний и муниципалитетов. Очевидно, что это позволяло им привлекать к вывозу отходов только те организации, которые им понравятся.

При этом договор можно было всегда расторгнуть или не продлить на следующий год. Была велика коррупционная составляющая. Теперь же закон определил, что следует проводить публичный конкурс на определение мусороуборочной компании, вывозящей отходы из всего региона.

Такие предприятия назвали региональными операторами (РО). При этом договор с РО заключается на 10 лет. Теперь мусорщики смогут инвестировать в производство, не опасаясь того, что на следующий год с ними не будет заключён договор.

Понятно, что на первых порах региональные операторы будут вынуждены воспользоваться услугами прежних мусорщиков. Но со временем должна быть создана соответствующая производственная база, закуплена техника, построены сортировочные комплексы. Тогда обращение с ТКО станут осуществлять непосредственно региональные операторы.

Другим преимуществом крупных мусороуборочных предприятий, или региональных операторов, является то, что такие компании, осуществляющие свою деятельность под контролем властей, смогут рассчитывать на получение государственных субсидий и концессий. Эти деньги гарантируют до 30%  погашения затрат на вывоз ТКО, заложенных в тарифе.

Операторами могут стать только компании, отвечающие установленным требованиям. Есть множество ограничений и нововведений в нормативную базу, определяющую статус РО. Основные из них перечислены ниже:

  • Региональным оператором по вывозу коммунальных отходов может быть только юридическое лицо, зарегистрированное в России.
  • Все муниципальные, унитарные, казённые, бюджетные и некоммерческие организации не могут быть РО.
  • Региональный оператор должен иметь действующую по срокам лицензию на вывоз и утилизацию ТБО всех классов опасности.
  • Наличие собственной техники, позволяющей производить сбор и транспортировку отходов. При этом РО пока разрешено также использовать арендованную технику, но минимальное количество собственного парка специальных машин – обязательное требование.

Есть и другие важные требования, такие как:

  • осуществление деятельности РО самостоятельно;
  • не находиться в процедуре банкротства, ликвидации или приостановке деятельности;
  • не иметь задолженности по уплате налогов;
  • руководитель компании не должен иметь судимости.

Кроме того, РО обязуется осуществлять свою деятельность строго в соответствии с утверждённой схемой обращения с отходами.

Контракты с РО теперь обязаны заключить все управляющие компании, ТСЖ, ЖЭКи и другие жилищные предприятия. К ним также относятся садово-огороднические товарищества, дачные кооперативы и сельские жители.

Отметим ещё раз важный факт, что региональный оператор по вывозу мусора определяется по итогам публичного конкурса, проводимого государственными органами. Только после проведения всех конкурсных процедур, определённых постановлением правительства, РО получает право на заключение договоров.

При этом оператор обязуется заключить договора на обращение с отходами со всеми предприятиями и организациями, находящимися на этой территории.

региональный оператор по отходам

Изменения в классификаторах

Ещё одним важным нюансом «мусорной реформы» для мусороуборочных компаний стали изменения, внесённые в так называемый классификатор видов экономической деятельности – список ОКВЭД. Согласно ему, понятия «вывоз мусора» и «вывоз ТБО» заменили на вид деятельности «удаление отходов».

При этом его разделили на 3 подгруппы:

  • сбор отходов;
  • работа с вторичным сырьём;
  • сортировка, обработка и утилизация.

Теперь предприятия могут точно определить свой бизнес в сфере обращения с отходами. Некоторые организации занимаются только обработкой вторсырья, производя из него свою продукцию. Другие предприниматели специализируются только на транспортировке отходов от потребителя до мусорных полигонов.

Новый классификатор также упорядочит выдачу лицензий мусорщикам.

В общероссийском классификаторе продукции ОКПД-2 услуги, связанные с отходами, отражаются в классе 38, разбитом на 3 подкласса: 38.1, 38.2 и 38.3.

коды в ОКПД-2

Изменились и коды КОСГУ — данный классификатор необходим учреждениям для отражения расходов при заключении договоров с РО на вывоз и утилизацию ТБО. С 2019 года применяют подстатьи 223 и 225.

Основные требования к вывозу ТКО, виды отходов

Порядок обращения с коммунальными отходами регламентируется соответствующими статьями Санитарных Правил и Норм – СанПиНом. Кроме того, имеется множество нормативно-правовых актов, регулирующих организацию сбора мусора.

Все виды твёрдых бытовых отходов разделены на 4 класса по степени опасности. Кроме того, мусор различают по размерам и по способу образования: крупногабаритный и строительный.

Есть вопросы, которые часто задаются жителями. Рассмотрим некоторые из них:

  1. В первую очередь надо понимать, что такое крупногабаритный мусор (КГМ) и каким образом осуществляется его вывоз. Чёткой формулировки понятия этого вида отходов не существует. Наиболее понятным определением из всех существующих является следующее: крупногабаритным мусором называются крупноразмерные бытовые отходы, которые не помещаются в стандартные контейнеры. К таким отходам относятся предметы быта, утратившие свои потребительские качества и которые не поддаются сжатию в мусоровозах. Чаще всего КГМ называют старую мебель и бытовую технику. КГМ – это коммунальные отходы. Поэтому они должны вывозиться региональным оператором. Накопление КГМ производится на специальных площадках. Обычно их совмещают с контейнерными.
  2. Строительный мусор по размерам тоже обычно не помещается в контейнер. Но за него отвечает собственник квартиры, в процессе ремонта которой образовались эти отходы. Оплату в данном случае нужно производить отдельно. Обычно в мусороуборочной компании заказывают специальные бункеры, где и собирается строительный мусор. Вывоз бункеров осуществляется по расценкам компании. Можно также самостоятельно вывезти мусор на свалку — тогда придётся заплатить только за приём на полигон этих отходов.

Важно понимать, что строительный мусор, в отличии от КГМ, не является коммунальными отходами.

Сроки и периодичность вывоза ТКО

Вывоз отходов осуществляется с накопительных площадок по установленному графику. График вывоза ТБО формирует РО, исходя из утверждённой схемы, логистики маршрута, последовательности заезда на площадки, времени накопления и других параметров. Контроль за соблюдением графика осуществляют муниципальные власти, управляющие компании и другие жилищные организации.

Контролировать порядок работы РО могут также и физические лица, заключившие с ними договора на обращение с отходами. Если нарушается периодичность сбора ТКО или сроки не соответствуют графику, то нужно обратиться с претензией к региональному оператору.

Если он не отреагирует должным образом, то можно подать жалобу на несвоевременный вывоз в контролирующие организации. Например, в жилищную инспекцию или в прокуратуру.

Освещение деятельности региональных операторов

Каждый РО обязан обеспечить прозрачность своей деятельности. С этой целью он публикует все необходимые сведения и новую информацию на своём официальном сайте. Адрес сайта своего оператора можно без труда отыскать в интернете.

Узнать о времени вывоза ТКО из каждой контейнерной площадки можно на этом сайте. Если график нарушается, то следует пожаловаться на горячую линию или диспетчеру РО. Телефоны диспетчерских служб также опубликованы в свободном доступе на официальном сайте оператора.

Все операторы сегодня предлагают бесплатно воспользоваться ещё одной услугой – личным кабинетом. Для этого надо зарегистрироваться на сайте и получить доступ в личный кабинет. В нём можно в онлайн-режиме отслеживать начисления за обращение с ТКО и произведённые суммы оплат.

Кроме того, сегодня РО с помощью своего сайта проводят активную претензионную работу с неплательщиками. Если раньше оплату за вывоз ТБО им производили жилищные организации, то теперь операторы самостоятельно обеспечивают сбор платежей с населения.

уборка отходов

Сколько стоит вывоз мусора из квартиры и частного сектора с человека

«Мусорная реформа» изменила порядок формирования тарифов на вывоз мусора. Раньше каждая мусороуборочная компания представляла свои расчёты в уполномоченный орган, где все они проверялись и затем утверждались приказом уполномоченного органа. Чаще всего таким органом назначалась Региональная энергетическая комиссия.

При таком подходе часто получалось, что жители двух соседних районов имели разные тарифы на вывоз ТБО. Это вызывало справедливое недовольство жителей.

Единый тариф для всех жителей региона

Теперь РО формирует один тариф, действующий на всей территории. Тариф на вывоз мусора проходит экспертизу и утверждается региональными органами власти. В течение года утверждённый тариф не может быть пересмотрен.

Очевидно, что контроль за формированием тарифов необходим, но в этом случае присутствует политическая составляющая. Власти всегда неохотно идут на повышение тарифов на вывоз ТБО для населения, даже если необходимость повышения доказана экспертизой. При этом не учитываются убытки мусороуборочных компаний.

Тарифы на вывоз ТБО на 2020 год формируются на основе норматива накопления отходов на 1 человека, региональной программы развития, графика вывоза мусора, утверждённой схемы вывоза и расстояния, на которое транспортируются отходы. Имеются регионы, в которых их вывоз осуществляется на расстояние более 100 км.

Расчёт стоимости вывоза мусора с человека и юридического лица

Методика и формула расчёта оплаты за вывоз ТБО для населения, проживающего в многоквартирном доме, достаточно просты.

Нужно узнать норматив накопления отходов на 1 человека, принятый в данном регионе, и утверждённый тариф РО за вывоз мусора. Сначала нужно умножить количество фактически проживающих на норматив и тариф. Разделив полученную сумму на 12, получим размер ежемесячной платы за вывоз мусора.

Для организаций рассчитать стоимость вывоза мусора сложнее. Для торговых предприятий имеется утверждённый норматив, определяемый по размеру торговой площади.

Производственные предприятия обязаны выполнить расчёт образования отходов самостоятельно, за свой счёт. Специализированные организации рассчитают количество отходов, образующихся на конкретном предприятии.

Следует отметить, что крупные предприятия сегодня предпочитают организовать вывоз отходов своим транспортом, пытаясь оптимизировать затраты. В новом законе эта деятельность разрешена таким предприятиям при условии выполнения ими некоторых условий, в том числе при получении лицензии.

Официальная смена названия услуги «вывоз мусора» и ее выделение в отдельную строку

Закон о начислении платы за вывоз мусора регламентирует новый порядок расчетов. Теперь потребитель должен видеть начисленную сумму за обращение с ТКО отдельной строкой в общем счёте оплаты всех коммунальных услуг.

Новые правила оплаты таковы: существует несколько законных способов предъявления счёта за мусор. Некоторые РО заключают договоры на сбор платежей с расчётно-кассовыми центрами (РКЦ). В этом случае жители получают единую квитанцию.

Наряду со стоимостью всех видов коммунальных услуг в такой квитанции «обращение с ТКО» выделяется отдельно. Люди оплачивают общую сумму, указанную в ней. Но деньги не поступают сразу на счёт предприятий. В РКЦ происходит разделение платежей. Общую сумму делят по предприятиям, оказавшим услуги. РКЦ перечисляет мусорщикам только ту сумму, которая им положена.

Существуют также РО, предпочитающие выставлять населению свои счета за обращение с ТКО. Тогда деньги сразу после оплаты поступают на счёт оператора.

Можно также оплатить вывоз ТБО наличными в кассу предприятия-оператора. Следует отметить, что это самый нерациональный способ. Гораздо удобнее оплачивать коммунальные счета безналичным расчётом в любом банке.

Если в 2020 году квитанции на вывоз ТКО не поступают и вы не знаете, куда обратиться по оплате, нужно самостоятельно связаться с региональным оператором.

Оплачивать обращение с отходами теперь является обязанностью всех жителей, не платить — запрещено законом. Нужно делать это своевременно, не допуская образования задолженности. В противном случае РО добьются оплаты через суд.

Как оформить льготу на оплату вывоза ТБО

Некоторые получатели коммунальных услуг имеют льготы по их оплате. Это в полной мере относится и к обращению с ТКО.

Федеральный закон определил категории граждан, имеющих право на льготы за вывоз ТБО, в том числе:

  • многодетные семьи;
  • пенсионеры;
  • инвалиды и ветераны труда;
  • собственники частных домов;
  • участники Великой Отечественной войны, чернобыльцы, пережившие ленинградскую блокаду, жертвы политических репрессий.

Полностью освобождены от оплаты за вывоз мусора пенсионеры, достигшие 80-летнего возраста. Кроме того, люди, проживающие на расстоянии менее 2 км от свалки, получают 70-процентную скидку.

Это не означает, что льготник может задуматься, нужно ли вообще платить ли за вывоз ТКО. Оплату в любом случае следует производить полностью по предъявленному счёту. Только после этого можно рассчитывать на компенсацию затраченных средств.

Чтобы получить компенсацию за вывоз мусора, нужно обратиться в органы социальной защиты или МФЦ. Предварительно следует подготовить пакет необходимых документов, доказывающих право на получение льгот.

В некоторых регионах устанавливаются дополнительные категории льготников. Более подробную информацию предоставят в местных органах соцзащиты.

Договор на вывоз мусора, его заключение и ответственность за отсутствие

Согласно новой «мусорной реформе», договор с региональным оператором теперь должны заключать и юридические, и физические лица, в том числе жители частного сектора и сельской местности.

Категории лиц, обязанные заключить договор

Рассмотрим подробно список клиентов, которых законом обязали заключить договор на вывоз ТКО и их ответственность в случае отсутствия такового.

Для физических лиц

Под действие соответствующей статьи Кодекса об административных нарушениях подпадают и физические лица. Например, собственники частных домов, не заключившие договор на вывоз отходов.

Если договор ими не заключён, то таких лиц могут оштрафовать на 5000 рублей.

Для нежилых помещений

Вывоз отходов должен своевременно осуществляться из магазинов и торговых объектов, офисов и других нежилых помещений, в которых размещаются различные организации.

В противном случае этим организациям грозит огромный штраф.

Для частного сектора

Вывоз мусора из частного сектора часто не организован должным образом. С 01.01.2019 года вывоз ТКО из таких местностей должен осуществляться региональным оператором, с которым нужно заключать договор.

Сделать это может либо сам гражданин в индивидуальном порядке, либо управляющая компания, если частный дом относится к коттеджному поселку, деревне или садовому товариществу.

Оплата за обращение с ТБО в частном доме сильно зависит от региона проживания и в среднем составляет 100-150 рублей в месяц.

Для многоквартирных домов

Мусор из многоэтажек вывозится по умолчанию. РО получают данные из жилищных организаций, обслуживающих такие дома, и выписывают счета на основании имеющейся информации.

Если есть необходимость уточнить количество проживающих в квартире, то собственнику надо обратиться с заявлением о перерасчете платы за вывоз мусора в офис регионального оператора.

пример договора с регоператором

Для индивидуальных предпринимателей

Вывоз ТБО для ИП осуществляется также региональным оператором.

Перед заключением договора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выполняется расчёт накопления отходов по утверждённым нормативам.

Вывоз мусора в сельской местности

Жители, проживающие в сельской местности, теперь также обязаны заключить индивидуальный договор с региональным оператором на вывоз мусора. Отметим, что во многих случаях вывоз ТКО в деревне будет нерентабельным:

  • Во-первых, это связано с тем, что большую часть образующихся ТБО население привыкло утилизировать самостоятельно. Особенно это касается вывоза садовых отходов.
  • Во-вторых, во многих сёлах до сегодняшнего дня никогда не вывозился мусор в централизованном порядке.
  • В-третьих, есть деревни, сёла и дачные посёлки с небольшим количеством жителей.

Специалисты считают, что первое время большинство мусоровозов будут эксплуатироваться с неполной загрузкой, что приведёт к убыткам.

Талоны на вывоз ТКО

Если мусор на полигон вывозится предприятиями самостоятельно, то для того, чтобы эти отходы приняли на мусорный полигон, нужно приобрести специальный талон.

В некоторых регионах, например, в Московской области, для этого даже создана система «электронный талон», позволяющая оплатить размещение отходов на полигоне безналичным расчётом через интернет.

образец талона на мусор

Порядок заключения договора на вывоз ТБО

Итак, где можно заключить договор на вывоз мусора? Варианты следующие:

  • воспользоваться публичной офертой;
  • через личный кабинет на официальном сайте РО;
  • обратиться напрямую в офис оператора.

При этом и граждане, и организации для заключения договора обязаны предоставить перечень необходимых документов.

Типовой договор на вывоз мусора можно скачать здесь: образец.

Ответственность за отсутствие договора на вывоз мусора

Все юридические и физические лица обязаны заключить подобный договор (правда, большинство жителей заключают его автоматически — подписывать ничего не нужно).

Если при проверке предприятия обнаружится, что такого договора нет, это является административным правонарушением. В этом случае можно получить штраф за отсутствие договора на вывоз мусора. Уплата штрафа не освобождает предпринимателей от обязанности заключить договор на вывоз и утилизацию ТБО.

Кроме того, если в договоре сумма оплаты рассчитана по неверным нормативам, то это также влечёт наложение штрафа.

Заключение

Новое законодательство в сфере обращения с отходами определило только основные направления «мусорной реформы», которая будет продолжать свое развитие в 2020 году. Предстоит ещё большая работа всех органов власти по реализации стратегии развития страны в этом направлении.

В сущности, вывоз мусора превращается в государственную монополию. Сложно сегодня однозначно сказать, к каким результатам приведёт «мусорная реформа», какие еще могут возникнуть проблемы ее реализации, будет ли это провалом или отличным начинанием. Следите за последними новостями в этой сфере на нашем сайте.

Источники:
https://vyvezi-musor.ru

LestnitsyGid/ автор статьи
Загрузка ...
LestnitsyGid